Свадьба Александра Владимировича Фролова и Варвары Митрофановны Мясоедовой

Они были одноклассниками. Александр и Варвара, но дома все ее называли Ара. Весной 1942 года произошло неожиданное событие: Варвара случайно встретила Александра, и эта встреча стала судьбоносной. 20 июня 1943 года бывшие одноклассники расписались в Загсе Василеостровского района г. Ленинграда, а затем обвенчались в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. В этот же день в другой церкви состоялось еще одно венчание.

Свадьба Александра Владимировича и Варвары Митрофановны Фроловых состоялась 20 июня 1943 года. Фотографии из книги Сорокина О.А., Книга об отце / О.А. Сорокина. – СПб, 2012.

Из воспоминаний Варвары Митрофановны (г.ж. 1917-2020): «Мы были так воспитаны. Инициатива принадлежала мне: мои родители не могли допустить брака без церковного венчания. И вообще во время блокады я регулярно бывала в церкви. А до войны пела в церковном хоре, в храме на набережной Лейтенанта Шмидта.

Когда мы выходили из собора после венчания, возле входа стояли мальчишки. Я испугалась, что сейчас они будут дразнить и издеваться. А оказалось, что специально ждали, чтобы поздравить. Они хором сказали: «По-здрав-ля-ем!». И это было очень трогательно и приятно. Мне так хотелось их отблагодарить, но было нечем — никакой еды у нас с собой не было, а тогда именно это было самой большой ценностью».

Из воспоминаний Александра Владимировича (г.ж.1917 – 1971):

«Из ботанического сада Мясоедовым удалось достать чудный букет. Платье невесты — сшито из ночной (шелковой) рубашки моей бабки М. А. Сапожниковой, на ее ногах — мамины подвенечные чулки, фата — чудный оренбургский платок (ее собственный) тонкий и прозрачный. Очевидцы утверждают, что вид все имели вполне достойный».

«Процесс регистрации брака оставил самое пустое и неприглядное воспоминание. На редкость выхолощено и казенно».

На Венчании обставлено все было чин по чину. Присутствовали: шаферы — А.Г. и Р.А. Молотковы, мама, Екатерина Павловна, сестры, Вера Пырина, Фаина Николаевна, вместо Александры Александры Алексеевны, которую я пригласил письмом накануне, и которая не могла быть.

Венчались — я в папином (прим. кольце), которое себе и оставлю, она в Татином (сестра Ары), взятом на прокат. Ход самого обряда был недолог, и, скажу, даже не неприятен — наоборот, создалось некоторое настроение, отсутствие которого меня огорчило в ЗАГСе.

Длилось венчание минут 40. В смысле обстановки было очень все просто, но вполне прилично.

Празднование свадьбы было организовано совместно двумя семьями, для чего все кто мог, сдали кровь (сами молодые, их матери, и сестры невесты). Донорам давали паек – продукты, даже белый хлеб, консервы, крупы. Из этого всего приготовили праздничный обед и ужин. (…)

Когда все было приедено и выпито, начался «бал». Я танцевал один вальс с женой. На мой взгляд, было не безумно весело, но, по отзывам других, — наоборот. Танцы и прочее длилось до 2-х часов. Молодая, по отзывам всех, была очаровательна — пела, танцевала, декламировала, мне было приятно, ибо я видел, что она счастлива — я был очень рад, что я был тому причиной. Нина Тенигина нас фотографировала.»

Сорокина О.А., Книга об отце / О.А. Сорокина. – СПб, 2012.

Мама жениха — Нина Леонтьевна Фролова (1980-1959) — дочь прославленного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928).

Интересный факт из семейной истории — бабушка жениха, Мария Александровна (в девичестве Сапожникова) (1859 -1938) вместе с мужем, Леонтием Николаевичем Бенуа, передали в Эрмитаж картину Леонардо да Винчи из семейной коллекции, которая известна сегодня как Мадонна Бенуа.